Главная » Файлы » Консультативный пункт » Дистанционные консультации |
12.01.2024, 12:30 | |
Консультация для родителей "Дети отбирают у других игрушки" Вопрос родителей: Дети от года до трех отбирают у других детей свои игрушки, даже если сами в них не играют. Объяснения не действуют. Почему? Объяснения не действуют, потому что в данном случае ребенок действует не осознанно, а вполне иррационально, повинуясь одному из самых древних инстинктов, перешедших к человеку от животных, — территориальному инстинкту. Что же это такое? Каждое живое существо имеет вокруг себя некоторую пространственную среду, оболочку, в которой оно чувствует себя в безопасности, комфортно, которую оно считает своей и границы которой поэтому особенно защищает. На чужой территории есть риск вызвать агрессивность ее «хозяина», на своей он ощущает себя уверенно, а вот сохранность границ обычно порождает особое беспокойство. Для ребенка территория — это не только физическое пространство, но и те предметы, которые он считает своими личными и с владением которыми он бессознательно связывает собственное «могущество». Безусловно свои — это те игрушки, которыми он играет в данный момент, чужие — те, что принадлежат другим детям, а игрушки, принадлежащие ребенку, но не задействованные в данный момент, как раз и обозначают границы его территории. Поэтому посягательство на них вызывает раздражение, кажущееся взрослым немотивированным. Однако стоит задуматься, и мы легко найдем аналогии в поведении взрослых — так называемого поведения «собаки на сене». Не то же самое ли делает девушка, имеющая двух ухажеров и не отказывающая никому? Муж, не отпускающий жену к подруге, тоже считает свое поведение обоснованным, хотя совершенно не планирует провести вечер с женой. Можно продолжить этот ряд, вспомнив о том, что и почему каждый из нас пытается контролировать. Взрослый в отличие от ребенка соразмеряет в своем поведении иррациональное и разумное и в состоянии рефлексировать свои поступки. Ребенок пока этого не может. Поэтому бороться с инстинктом можно тоже только бессознательно. Заранее откажитесь от оценок такого поведения как «жадности», «агрессивности» — чем острее борьба за границы территории, тем сильнее ребенок будет сопротивляться. Если волевым решением лишить его этих ненужных на первый взгляд игрушек подавленная агрессивность примет иные формы — негативизма, недоверия к родителям, отказа от сотрудничества. Успокоить ребенка можно только доверием. Пусть он спрячет свои игрушки в недоступное для других место или держит их в поле зрения, но распоряжается при этом ими сам. Игрушки, имеющие для него особую ценность, лучше вообще исключить из коллективного пользования. Пусть ребенок сначала привыкнет играть чужими игрушками, постепенно ситуация может стать обратимой: он почувствует к окружающим достаточное доверие, чтобы уступить им и свои «сокровища». Нужно, чтобы он был уверен, что без его согласия никто ничего не возьмет. Вообще же территориальность — это устойчивая черта личности, и можно ожидать, что ребенок, ревниво относящийся к своим игрушкам, будет особенно чувствителен и ревнив и в своих привязанностях, идеях, увлечениях. Пономарева Светлана Николаевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория | |
Просмотров: 57 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |