Воскресенье, 22.12.2024, 19:06
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Консультативный пункт » Дистанционные консультации

Консультация для родителей "Дети отбирают у других игрушки"
12.01.2024, 12:30

Консультация для родителей

"Дети отбирают у других игрушки"

Вопрос родителей: Дети от года до трех отбирают у других детей свои игрушки, даже если сами в них не играют. Объяснения не действуют. Почему?

Объяснения не действуют, потому что в данном случае ребенок дей­ствует не осознанно, а вполне иррационально, повинуясь одному из са­мых древних инстинктов, перешедших к человеку от животных, — терри­ториальному инстинкту. Что же это такое? Каждое живое существо имеет вокруг себя некоторую пространственную среду, оболочку, в которой оно чувствует себя в безопасности, комфортно, которую оно считает своей и границы которой поэтому особенно защищает. На чужой территории есть риск вызвать агрессивность ее «хозяина», на своей он ощущает себя уве­ренно, а вот сохранность границ обычно порождает особое беспокойство.

Для ребенка территория — это не только физическое пространство, но и те предметы, которые он считает своими личными и с владением ко­торыми он бессознательно связывает собственное «могуще­ство». Безус­ловно свои — это те игрушки, которыми он играет в данный момент, чу­жие — те, что принадлежат другим детям, а игрушки, принад­лежащие ре­бенку, но не задействованные в данный момент, как раз и обо­значают границы его территории. Поэтому посягательство на них вызывает разд­ражение, кажущееся взрослым немотивированным. Однако стоит задума­ться, и мы легко найдем анало­гии в поведении взрослых так на­зывае­мого поведения «собаки на сене». Не то же самое ли делает девушка, имею­щая двух ухажеров и не отка­зываю­щая никому? Муж, не отпускающий жену к подруге, тоже считает свое поведение обоснованным, хотя совер­шенно не планирует провести вечер с женой. Можно продолжить этот ряд, вспомнив о том, что и почему каждый из нас пытается контролировать.

Взрослый в отличие от ребенка соразмеряет в своем поведении ирра­циональное и разумное и в состоянии рефлексировать свои поступки. Ре­бенок пока этого не может. Поэтому бороться с инстинктом можно тоже только бессознательно. Заранее откажитесь от оценок такого поведения как «жадности», «агрессивности» — чем острее борьба за границы терри­тории, тем сильнее ребенок будет сопротивляться. Если волевым решени­ем лишить его этих ненужных на первый взгляд игрушек подавленная аг­рессивность примет иные формы — негативизма, недоверия к родителям, отказа от сотрудничества. Успокоить ребенка можно только доверием. Пусть он спрячет свои игрушки в недоступное для других место или дер­жит их в поле зрения, но распоряжается при этом ими сам. Игрушки, име­ющие для него особую ценность, лучше вообще исключить из коллективного пользования. Пусть ребенок сначала привыкнет играть чужими игрушками, постепенно ситуация может стать обратимой: он почувствует к окружающим достаточное доверие, чтобы уступить им и свои «сокровища». Нужно, чтобы он был уверен, что без его согласия никто ничего не возьмет. Вообще же территориальность — это устойчи­вая черта личности, и можно ожидать, что ребенок, ревниво относящийся к своим игрушкам, будет особенно чувствителен и ревнив и в своих привязанностях, идеях, увлечениях.

Пономарева Светлана Николаевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория

Категория: Дистанционные консультации | Добавил: Рябинушка
Просмотров: 57 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar