Логопедический пункт ДОО
Логопедический пункт МБДОУ (далее – Логопункт) создается в целях оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи, трудности в освоении ими образовательных программ, и определяет порядок организации деятельности логопедического пункта образовательного учреждения.
Основными задачами Логопункта являются: по оказанию логопедической помощи являются организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников, организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи, организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
Направления деятельности Логопункта
Коррекционное: создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Мониторинговое: отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования.
Профилактическое: создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Комплектование логопедического пункта ДОУ
Зачисление воспитанников на логопедический пункт осуществляется на основании заключения психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) и (или) психолого-медико-педагогической комиссии городского округа "Город Архангельск" (далее – ПМПК), заявления родителей (законных представителей), приказа руководителя образовательного учреждения в течение всего учебного года.
На логопедический пункт зачисляются воспитанники образовательного учреждения, имеющие простую и сложную дислалию, фонетические, фонематические и фонетико-фонематические нарушения. Дети с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого развития, с заиканием, посещающие образовательные учреждения, расположенные
на островных территориях города Архангельска, могут зачисляться
на логопедический пункт (по согласованию родителей (законных представителей) с руководителем образовательного учреждения).
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются воспитанники подготовительных групп образовательного учреждения, далее дети более младшего возраста в порядке очереди (в соответствии с датой прохождения ПМПК, ППк).
Предельная наполняемость на одну ставку учителя-логопеда логопедического пункта не более 25 человек. В условиях одного логопедического пункта может работать один (и более) учитель-логопед.
Логопедическое обследование в образовательном учреждении в первую очередь проводится среди воспитанников 5-6-летнего возраста, остальные воспитанники обследуются при необходимости в течение учебного года.
Логопедическое обследование осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи.
На каждого воспитанника, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту, форма которой утверждается руководителем образовательного учреждения.
Воспитанники с фонематическим недоразвитием речи зачисляются на логопедический пункт на срок до 6 месяцев, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – до 12 месяцев, с фонетическим недоразвитием речи (фонетическим дефектом) – от 3 до 12 месяцев, в зависимости от тяжести нарушений звукопроизношения. При продлении сроков проведения логопедической коррекции необходимо повторное обследование ребёнка в условиях ПМПК, ППк для уточнения или изменения ранее выданного заключения.
Выпуск воспитанников из логопедического пункта осуществляется в течение всего учебного года по мере коррекции имеющихся нарушений речи, на основании заявления родителей (законных представителей), приказа руководителя образовательного учреждения. В случае несогласия родителей (законных представителей) со сроками логопедической коррекции они могут обратиться на ПМПК, ППк для обследования состояния речевого развития ребенка.
Организация деятельности логопедического пункта в ДОУ
Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей.
Продолжительность занятий определяется: для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.
Нормативно-правовая база
- Приказ руководителя учреждения Об утверждении Положения о логопедическом пункте МБДОУ Детский сал № 113 ФАЙЛ
- Положение о логопедическом пункте ФАЙЛ
- Рабочие программы учителей-логопедов (Тюряптной Н.Ф., Щербининой Н.В., Быковой Е.Н.)
Документация логопедического пункта
Для фиксации коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит в логопедическом пункте, ведутся следующие виды документации:
- журнал учёта посещаемости логопедических занятий воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;
- журнал обследования речи воспитанников, посещающих образовательное учреждение (с 3 до 7 лет);
- журнал регистрации воспитанников, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи;
- речевая карта на каждого воспитанника, зачисленного на логопедический пункт (с отражением динамики);
- перспективный план работы на учебный год;
- календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками;
- тетради для индивидуальных занятий по коррекции речи воспитанников;
- расписание занятий;
- циклограмма работы учителя-логопеда;
- график работы учителя-логопеда;
- паспорт логопедического кабинета;
- информативная карта по результатам коррекции на логопедическом пункте.
В МБДОУ Детский сад функционируют три логопедических пункта:
Котласская д. 6, кор 1
Учитель-логопед: Тюряпина Нурия Фатыховна
Педагогический стаж: 33 года, общий трудовой стаж: 36 лет
Образование:
Высшее, ГОУ ВПО "ЛГПИ имени А.И.Герцена", специальность: Дефектология, квалификация: Учитель вспомогательной школы, 1993 год
Высшее, ГОУ ВПО "АГПИ имени М.В.Ломоносова", специальность: Физика и математика, квалификация: Учитель физики и математики, 1980 год
Курсы повышения квалификации:
"Организация и содержание коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов, учителей-дефектологов ОО в контексте ФГОС ДО", 72ч, 2017 год
Аттестация: Первая квалификационная категория, 2018 год
Котласская д.9, кор. 1
Учитель-логопед: Щербинина Нина Валентиновна
Общий стаж: 36 лет, педагогический стаж: 30 лет
Образование:
Высшее, ГОУ ВПО "Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова", специальность: Логопедия, квалификация: Учитель-логопед, 2010 год
Курсы повышения квалификации:
"Экспертиза профессиональной деятельности педагогического работника на квалификационную категорию", 40ч, 2017 год
Аттестация: Первая квалификационная категория, 2019 год
Суфтина 1-проезд, д.7
Учитель-логопед: Быкова Елена Николаевна
Педагогический стаж: 10 лет, общий трудовой стаж: 27 лет
Образование:
Высшее, ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", специальность: Логопедия, квалификация: Учитель-логопед, 2012 год
Курсы повышения квалификации:
"Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации", 72ч, 2016 год
Аттестация: Первая квалификационная категория, 2019 год