Логопедический пункт ДОО
Логопедический пункт МБДОУ (далее – Логопункт) создается в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи (первичного характера), в освоении ими основной образовательных программ.
Основными задачами Логопункта являются:
- Коррекция нарушений в развитии речи воспитанников;
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками общеобразовательных программ;
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных предствителей).
Направления деятельности Логопункта
Коррекционное: создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Мониторинговое: отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования.
Профилактическое: создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Комплектование логопедического пункта ДОУ
Зачисление воспитанников в логопедический пункт осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МО "Город Архангельск", заявления родителей (законных представителей), приказа заведующего Учреждением в течение всего учебного года.
В логопедический пункт зачисляются воспитанники Учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Дети, страдающие заиканием, имеющие дефекты речи, обусловленные нарушениями строения и функций речевого аппарата, общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, направляются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию муниципального образования "Город Архангельск" для перевода в коррекционные группы. В случае отказа родителей (законных представителей) от перевода ребёнка со сложной речевой патологией в коррекционную группу учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта.
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются воспитанники подготовительных и старших групп учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования (5-6-летние воспитанники).
Предельная наполняемость логопедического пункта учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования, не более 25 человек.
На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Логопедическое обследование в учреждении, реализующем образовательные программы дошкольного образования, в первую очередь проводится у воспитанников 5-6летнего возраста, остальные воспитанники обследуются в течение учебного года.
Воспитанники с диагнозом "Фонематическое недоразвитие речи" зачисляются в логопедический пункт на срок до 6 месяцев, с диагнозом "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи" – до 1 года.
Выпуск воспитанников из логопедического пункта осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования "Город Архангельск", заявления родителей (законных представителей), приказа заведующего учреждением в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии речи.
Организация деятельности логопедического пункта в ДОУ
Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.
Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей.
Продолжительность занятий определяется: для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.
Нормативно-правовая база
- Приказ руководителя учреждения о функционировании в МБДОУ Детский сад № 113 логопедических пунктов в 2019-2020 учебном году
- Положение о логопедическом пункте ФАЙЛ
- Рабочие программы учителей-логопедов (Тюряптной Н.Ф., Щербининой Н.В., Быковой Е.Н.)
Документация логопедического пункта
Для фиксации коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит в логопедическом пункте, ведутся следующие виды документации:
- журнал учета посещаемости логопедических занятий воспитанниками, зачисленными в логопедический пункт;
- журнал обследования речи воспитанников, посещающих учреждение, реализующее образовательные программы дошкольного образования (с 3 до 7 лет);
- журнал регистрации воспитанников, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи;
- речевая карта на каждого воспитанника с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты начала и окончания занятий;
- перспективный план работы на учебный год;
- календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками;
- конспекты или развернутые планы логопедических занятий;
- тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи воспитанников;
- расписание занятий, заверенное заведующим учреждением, реализующим образовательные программы дошкольного образования;
- график работы учителя-логопеда, утвержденный заведующим учреждением, реализующего образовательные программы дошкольного образования, согласованный с администрацией учреждения;
- паспорт логопедического пункта, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом пункте;
- отчеты об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее, чем за последние 3 года);
- катамнестические данные о воспитанниках, прошедших курс коррекционных занятий в логопедическом пункте посредством взаимодействия с учителями-логопедами, педагогами муниципальных образовательных учреждений (за прошедшие 3 года).
В МБДОУ Детский сад функционируют три логопедических пункта:
Котласская д. 6, кор 1
Учитель-логопед: Тюряпина Нурия Фатыховна
Педагогический стаж: 33 года, общий трудовой стаж: 36 лет
Образование:
Высшее, ГОУ ВПО "ЛГПИ имени А.И.Герцена", специальность: Дефектология, квалификация: Учитель вспомогательной школы, 1993 год
Высшее, ГОУ ВПО "АГПИ имени М.В.Ломоносова", специальность: Физика и математика, квалификация: Учитель физики и математики, 1980 год
Курсы повышения квалификации:
"Организация и содержание коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов, учителей-дефектологов ОО в контексте ФГОС ДО", 72ч, 2017 год
Аттестация: Первая квалификационная категория, 2018 год
Котласская д.9, кор. 1
Учитель-логопед: Щербинина Нина Валентиновна
Общий стаж: 36 лет, педагогический стаж: 30 лет
Образование:
Высшее, ГОУ ВПО "Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова", специальность: Логопедия, квалификация: Учитель-логопед, 2010 год
Курсы повышения квалификации:
"Экспертиза профессиональной деятельности педагогического работника на квалификационную категорию", 40ч, 2017 год
Аттестация: Первая квалификационная категория, 2019 год
Суфтина 1-проезд, д.7
Учитель-логопед: Быкова Елена Николаевна
Педагогический стаж: 10 лет, общий трудовой стаж: 27 лет
Образование:
Высшее, ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", специальность: Логопедия, квалификация: Учитель-логопед, 2012 год
Курсы повышения квалификации:
"Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации", 72ч, 2016 год
Аттестация: Первая квалификационная категория, 2019 год